Во всем мире, в том числе в России под эгидой ВОЗ ежегодно отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ.
ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: содействие повышению безопасности пациентов посредством повышения осведомленности и расширения участия общественности, углубления глобального понимания проблемы и снижение вреда для пациентов во всем мире.
Цели Всемирного дня безопасности пациентов в 2021 году:
- расширение понимания проблемы обеспечения безопасности пациентов;
- повышение уровня участия населения в обеспечении безопасности медицинской помощи матерей и новорожденных;
- внедрение передовой практики в местах оказания медицинской помощи с целью снижения предотвратимых рисков и профилактики нанесения вреда всем женщинам и новорожденным во время родов.
В 2021 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Безопасность при оказании помощи матерям и новорожденным» ввиду высокого бремени риска и вреда, которому подвержены женщины и новорожденные в связи с небезопасным оказанием помощи при родах. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в деле сокращения материнской и неонатальной смертности, соответствующие целевые задачи все еще далеки от выполнения.
Все стремятся к оказанию качественной и безопасной медицинской помощи, и тем не менее, по данным Всемирной организации здравоохранения:
- нежелательные явления, вызванные небезопасным оказанием медицинской помощи, являются одной из 10 основных причин смерти и инвалидности во всем мире;
- по оценкам, в странах с высоким уровнем дохода при оказании стационарной помощи вред причиняется каждому десятому пациенту. Вред может быть причинен в результате ряда нежелательных явлений, почти 50% из которых можно предотвратить;
- каждый год в результате небезопасного оказания медицинской помощи в больницах стран с низким и средним уровнем дохода происходит 134 миллиона нежелательных явлений, от которых ежегодно умирает 2,6 миллиона пациентов;
- во всем мире при оказании первичной и амбулаторной медицинской помощи вред причиняется четырем из 10 пациентов. В 80% случаев причинение вреда можно предотвратить. Наиболее серьезные последствия имеют ошибки при диагностике, а также назначении и использовании лекарственных средств;
- вложение ресурсов в сокращение масштабов вреда, причиняемого пациентам, может привести к значительной экономии средств и, что еще важнее, позволит добиваться более благоприятных медицинских исходов у пациентов. Примером профилактической меры в этой области является повышение качества взаимодействия с пациентами, что при условии его надлежащей организации может позволить снизить бремя вреда, причиняемого пациентам, на 15%.
Что такое безопасность пациентов?
Безопасность пациентов — это медицинская дисциплина, возникшая в ответ на растущую сложность процессов оказания услуг здравоохранения, которой сопутствует рост масштабов вреда, причиняемого пациентам в медицинских учреждениях. Задача этой дисциплины — предотвращение и снижение уровня риска, числа ошибок и масштабов вреда, причиняемого пациентам в процессе оказания медицинской помощи. Краеугольным камнем этой дисциплины является непрерывное совершенствование практики, основанное на извлечении уроков из ошибок и нежелательных явлений.
Безопасность пациентов — условие предоставления качественных основных услуг здравоохранения. Не вызывает никаких сомнений то, что качественные услуги здравоохранения во всем мире должны быть эффективными, безопасными и ориентированными на потребности людей. Кроме того, качественное здравоохранение предполагает обеспечение своевременного, равноправного, комплексного и результативного обслуживания.
Для успешной реализации мероприятий по обеспечению безопасности пациентов необходимы четкие инструкции, управленческий потенциал, данные для информационного обеспечения мер по повышению безопасности, хорошо подготовленные специалисты и содействие активному участию пациентов в процессе оказания им медицинской помощи.
Масштабы вреда, причиняемого пациентам
Каждый год миллионы пациентов страдают или умирают в результате небезопасного или некачественного оказания медицинской помощи. Существует целый ряд практик и факторов риска, которые представляют собой основную угрозу для безопасности пациентов и приводят к существенному увеличению масштабов вреда в результате небезопасного оказания медицинской помощи.
Ниже приведены примеры некоторых наиболее распространенных ошибок, влекущих за собой причинение вреда пациентам.
- ошибки применения лекарственных препаратов;
- внутрибольничные инфекции;
- несоблюдение правил безопасности при оказании хирургической помощи;
- несоблюдение правил безопасности при выполнении инъекций;
- ошибки при диагностике;
- несоблюдение правил безопасности при выполнении переливания крови;
- ошибки при использовании лучевых методов;
- сепсис;
- венозная тромбоэмболия.
Деятельность ВОЗ
Резолюция о безопасности пациентов (WHA72.6)
Признавая, что безопасность пациентов является одним из глобальных приоритетов в области здравоохранения, Всемирная ассамблея здравоохранения приняла резолюцию об обеспечении безопасности пациентов, в которой она одобрила провозглашение Всемирного дня безопасности пациентов, который будет ежегодно отмечаться государствами-членами 17 сентября.
- Безопасность пациентов как один из приоритетов в области здравоохранения в мире;
Резолюция WHA72.6
Целью проведения Всемирного дня безопасности пациентов является содействие повышению безопасности пациентов посредством повышения осведомленности и расширения участия общественности, углубления глобального понимания проблемы и стимулирование солидарности и действий во всем мире. - Всемирный день безопасности пациентов.
Главные стратегические направления деятельности
Отдел ВОЗ по безопасности пациентов и управлению рисками сыграл важную роль в формировании и реализации глобальной повестки дня в области безопасности пациентов, сосредоточив усилия на содействии работе по некоторым ключевым стратегическим направлениям, посредством следующих действий:
- обеспечение глобальной руководящей роли и содействие сотрудничеству между государствами-членами и соответствующими заинтересованными сторонами;
- составление перечня глобальных приоритетных направлений деятельности;
- разработка методических руководств и пособий;
- оказание государствам-членам технической поддержки и укрепление их потенциала;
- привлечение пациентов и их семей к борьбе за безопасность медицинской помощи;
- мониторинг улучшения практики в области обеспечения безопасности пациентов;
- научные исследования в этой области.
Концентрируя усилия на этих ключевых направлениях для содействия долгосрочным улучшениям ситуации в сфере безопасности пациентов, ВОЗ стремится к обеспечению более высокого качества предоставляемой пациентам помощи, снижению уровня риска и масштаба вреда, достижению более высоких показателей здоровья населения и снижению затрат.
Действия, предпринятые ВОЗ до настоящего времени
Работа ВОЗ по вопросам безопасности пациентов началась с организации Всемирного альянса за безопасность пациентов в 2004 г., и работа по реализации этой инициативы продолжается и по сей день. ВОЗ содействовала повышению безопасности услуг здравоохранения в государствах-членах посредством проведения глобальных кампаний в области обеспечения безопасности пациентов. В рамках каждой кампании в качестве темы выбирается один из основных факторов риска для безопасности пациентов. Проведенные до настоящего момента кампании:
- Чистота — залог безопасной медицинской помощи (2005 г.). Цель: сокращение инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи посредством акцента на соблюдение правил гигиены рук.
- Безопасная хирургия спасает жизни (2008 г.). Основной акцент на сокращении уровня риска, связанного с хирургическими вмешательствами.
- Лекарства без вреда (2017 г.). Цель: сокращение числа предотвратимых случаев причинения тяжелого вреда в результате использования лекарственных средств на 50% во всем мире в течение пяти лет.
ВОЗ также предоставляет странам стратегические рекомендации и играет руководящую роль в рамках ежегодных Глобальных министерских саммитов по безопасности пациентов, которые проводятся для продвижения повестки дня в области безопасности пациентов на уровне политического руководства при поддержке со стороны министров здравоохранения, делегатов высокого уровня, экспертов и представителей международных организаций.
ВОЗ сыграла ключевую роль в разработке технических руководств и информационных ресурсов, таких как Руководящие принципы составления учебной программы по безопасности пациентов для многопрофильных учебных заведений, Контрольный перечень мер для безопасного приема родов, Контрольный перечень мер по обеспечению хирургической безопасности, Решения для обеспечения безопасности пациентов и 5 этапов обеспечения безопасности пациентов (выпущено в печатном виде и в форме мобильного приложения).
В целях содействия глобальной солидарности ВОЗ также способствует созданию объединений и совместных инициатив, таких как Глобальная сеть по безопасности пациентов и Глобальное объединение по вопросам безопасности пациентов. Признавая важность активного участия пациентов в управлении системой здравоохранения, формировании политики в области здравоохранения, совершенствовании системы здравоохранения и процессе оказания медицинской помощи, ВОЗ учредила программу «Пациенты за безопасность пациентов» с целью содействия вовлечению пациентов и их семей в эти процессы.
Информация о проведении Всемирного дня безопасности пациентов размещена на сайте ВОЗ, Минздрава России и Росздравнадзора в соответствующих разделах.